Не буду читать лекции о том, зачем нужно охлаждение двигателю и какую роль в этом играет антифриз/тосол. Не хочу забирать ваше время и на то, что же заливать тосол или антифриз? Приступим к самой замене.
В системе охлаждения ланоса 7 литров всего (если машина без ГБО) — этот объем жидкости сосредоточен в радиаторе охлаждения, печки, патрубках, термостате, бачке и конечно же в двигателе (головке и блоке цилиндров). По-простому получится слить только 5 литров, остальное останется в двигателе. Почему? — потому что с двигателя слить охлаждайку нельзя, нет крана слива. Но… есть второй способ. Поехали.
1. Откручиваем кран на радиаторе и сливаем жижу ржаво-коричневого цвета. Кран находится слева внизу. Фото ниже
![](https://avto-mir.dp.ua/wp-content/uploads/2020/09/1-768x1024.jpg)
Чтобы жидкость быстрее вытекала — открутим крышку на расширительном бачке. Если хотите всё сделать красиво и аккуратно, то кран откручивается на половину и тонкая струкайка тосола вам обеспечена.
Ну вот вы и слили тосол — по сути это всё, но это будет лишь ~5л, а в блоке до сих пор стоит старая охлаждайка. Можете поддомкратить переднее правое колесо и пол литра еще сольётся…. Зачастую так и делают, но не сегодня. В любом случае я настоятельно рекомендую вам промыть систему дистилированной водой, т.к. отложения в системе будут гарантировано. Промывать пока не польётся та самая прозрачная вода. Нам хватило 2 раза промыть с использованием воды и специальной промывки (их очень много разных).
![](https://avto-mir.dp.ua/wp-content/uploads/2020/09/2.jpg)
2. Надо выгнать с блока цилиндров жидкость, т.к. заливать новый тосол в ту бадягу у меня не поднимется рука. Что делать? Нужен компрессор. Если у вас его нет, можете остановиться на предыдущем пункте. Снимаем щипцами хомут с патрубка обратки на расширительном бачке (фото ниже)
![](https://avto-mir.dp.ua/wp-content/uploads/2020/09/3.jpg)
3. На патрубок надеваю наконечник компрессора — туда и будем «дуть» (зелёным на фото). Штуцер расширительного бачка глушим (красным на фото).
![](https://avto-mir.dp.ua/wp-content/uploads/2020/09/4.jpg)
Отверстие горловины расширительного бачка (где крышка) — тоже нужно заглушить. Если оставите крышку как есть, то она будет стравливать давление — это её работа и человек что у бачка станет мокрым. Рекомендую продувать давлением от 2 Атм. Краник на радиаторе должен быть откручен — только он. Через отверстие пойдёт «тосольный» туман и польются остатки с блока. Кто будет под авто рекомендую использовать очки. Капель и брызг не избежать, по этому закрытая одежда.
4. Вот теперь охлаждайки в системе нет. Там пусто и чисто.
![](https://avto-mir.dp.ua/wp-content/uploads/2020/09/5.jpg)
Закручиваем краник…
![](https://avto-mir.dp.ua/wp-content/uploads/2020/09/6.jpg)
5. Торцовым ключом откручиваем расширительный бачок и промываем его (если он грязный и с отложениями)
![](https://avto-mir.dp.ua/wp-content/uploads/2020/09/7.jpg)
6. После промывки бачка ставим его на место, подключаем заправочный патрубок бачка (нижний) и пароотводящий (тонкий, что идёт на радиатор). Патрубок обратки по-прежнему не подключен (фото ниже). Через лейку или аккуратно руками заливаем тосол. Рекомендую заливать тосол медленно, чтобы воздух успевал выйти из системы и тем самым не завоздушить её.
![](https://avto-mir.dp.ua/wp-content/uploads/2020/09/8.jpg)
7.Заливаем тосол по уровню бачка. После ставим шланг обратки на бачок. Крышку расширительного бачка пока не закручиваем. Запускаем двигатель, слегка прогазовываем тем самым улучшаем циркуляцию охлаждайки по системе и «жамкаем» патрубки радиатора. Если вы заметили в бачке пузырьки воздуха — это хорошо, он выходит из системы.
Всё! Закручиваем крышку и не мешаем машине работать 🙂 Эту операцию я рекомендую производить с напарником.